МЕНЮ

Автоперевозки упали на 80%. Идут массовые сокращения...

Кризисные явления на рынке грузовых автоперевозок становятся все более ощутимыми. На данный момент основной удар пришелся на компании, специализирующиеся на внутрироссийской доставке, международные перевозчики чувствуют себя по кризисным меркам благополучно - фиксируют падение объемов, но уходить "из профессии" не cобираются.

Между тем еще полгода назад российским автоперевозчикам было совсем не до жалоб, проблемы более дешевых украинских и белорусских конкурентов, а также кризис в Евросоюзе позволяли рассчитывать на удачу.

В сентябре 2008г. в Прибалтике заговорили о массовой миграции грузового автотранспорта на восток. Латвийские владельцы фур, оставшись без работы, были вынуждены продавать свои машины россиянам. Сегодня же, в условиях падения объема грузовой базы, многие из поспешивших нажиться на соседском горе сами вынуждены решать вопрос оптимизации издержек за счет продажи автопарка и сокращения штатов. Но если уволить лишнего работника большого труда не составляет, то "скинуть" по приемлемой цене грузовик сегодня практически не реально.

Как заявляют представители профсоюза автоперевозчиков, нынешняя ситуация чревата для страны большими социальными проблемами. О том, что в условиях кризиса "сокращенным" делить нечего, свидетельствуют и недавние события в Риге и Вильнюсе. На центральных площадях этих городов антиправительственные лозунги звучали сразу на двух языках.

В то же время у компаний-международников проблем пока не столь много, как у местных грузовых "извозчиков". Как рассказал SeaNews заместитель руководителя Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западу Константин Шаршаков, по итогам 2008г. произошло падение грузоперевозок примерно на 20%.

"Выделить какую-то одну категорию товаров невозможно, падение идет пропорционально по всем грузам", - говорит К.Шаршаков. При этом в АСМАП отмечают, что о банкротстве или о планируемых сокращениях штатов никто из российских автоперевозчиков не объявляет. Во всяком случае, на данный момент подобных сведений в Ассоциацию не поступало.

О падении объемов говорят и в "Совтрансавто". По данным логистического подразделения компании, в конце прошлого года объем перевозимых товаров сократился на 15-20%, в январе 2009г. падение составляет по сравнению с первым месяцем 2008г. 5-7%. Особенно сильно кризис сказался на перевозках строительных материалов, оборудования, бытовой техники.

В "Совтрансавто" также не спешат говорить о череде банкротств в отрасли, хотя некоторые <звоночки>, что называется, уже слышны. "Маленькие частные предприятия демпингуют цены, но рынок, к сожалению, еще не покидают", - рассказали SeaNews в компании. В самом "Совтрансавто" сокращать персонал пока не намерены.

Куда серьезнее обстоят дела на внутрироссийском рынке. По оценке председателя ЦС Межрегионального профессионального союза водителей профессионалов (МПВП) Александра Котова, в связи с кризисными явлениями объем коммерческих грузоперевозок автотранспортом в стране сократился на 80%. Особенно сильно пострадали малые перевозчики и индивидуальные предприниматели, работающие с торговыми сетями и специализирующиеся на овощах и фруктах.

Точной статистики падения, как поясняют в профсоюзе, сегодня нет ни у кого - ни у транспортной инспекции, ни у налогового ведомства. Причина банальна - до кризиса большинство сделок оплачивалось черным налом, и до поры до времени это всех устраивало.

В нынешних условиях труд водителя грузовика перестает быть востребованным, держать зарплаты на уровне прошлых месяцев не получается. На рынке происходит массовое сокращение не только водителей, но и слесарей и механиков, разрушаются целые коллективы, на формирование которых ушли годы. Причем уходят действительно высококлассные специалисты.

"Дурака-то за дорогостоящую технику никто ставить не будет, - поясняет А. Котов, - а машина стоит 3 млн. руб, да плюс 2-3 млн. полуприцеп".

В МПВП считают, что нынешнее положение дел чревато страшными социальными проблемами. Не секрет, что, несмотря на то, что Москва является крупнейшим транспортным и распределительным центром страны, среди жителей столицы профессия дальнобойщика непопулярна. Костяк перевозчиков составляют жители периферии. Кто-то, правда, в период благополучия смог обзавестись в Москве жилплощадью, перевезти в столицу семью. Теперь же, объясняют в профсоюзе, придется возвращаться к ситуации пяти-шестилетней давности - продавать квартиры, отправлять семьи к родственникам в регионы, а самим, как раньше, жить в кабинах в ожидании клиента.

Надежды на декабрьский предновогодний рост грузопотока не оправдались, а от января ничего хорошего не ждали никогда. Образовавшиеся в последнем месяце года пробки на границе перевозчики объясняют просто - фуры с грузом подъезжали к границе, а средств на растаможку товара у коммерсантов уже не было. "Кредиты же подорожали и сильно кусаются".

Западные компании-экспортеры продолжают работать с крупными автоперевозчиками. Если раньше у мелких игроков была возможность заработать на "остатках", то сегодня они такой возможности лишены. Обладатели небольшого парка грузовых машин, оказавшись на голодном пайке, вряд ли смогут протянуть продолжительное время без работы и будут вынуждены уйти с рынка, что сейчас и происходит.

Запас прочности у больших автоперевозчиков куда значительнее. К тому же у них останется главное - наличие связей с иностранными компаниями, с которыми можно будет работать и в будущем. Тем не менее, не минуют проблемы и крупный бизнес, особенно тот, что был ориентирован на работу с автопромом - проникнуть в эту сферу индивидуальному предпринимателю было просто невозможно.

В ближайшей перспективе региональные автодилеры вряд ли будут активно прибегать к перевозкам. На складах скопилось немало машин, ввезенных в страну в "допошлинный" период, а завозить иностранную продукцию в момент падения спроса в больших количествах никто не собирается.

Кроме того, удар по автобизнесу готов нанести и отечественный автопром. Заключенное вчера соглашение между РЖД, "АвтоВАЗом" и "Рейлтрансавто" гарантирует производителю скидку с тарифа при перевозках только в случае обеспеения определенного объема -а достичь его можно, только отняв у тракеров и отдав железнодорожникам, сообщает "Logistic.ru".

 

Если Вы не нашли нужной информации:

Мы рады помочь Вам с перевозками!

↑↑